Версия сайта для слабовидящих

26.07.2017

Мифы о приемных семьях: правда или вымысел?

 

Говорим о том, какие существуют мифы о приемных семьях. Что из этого правда, а что является вымыслом. Какие сейчас существуют формы семейного устройства (приемная семья, опека, попечительство, усыновление). Преимущества каждой формы и недостатки. Какие есть формы знакомства с приемными детьми. Что такое наставничество и гостевая семья.

 

Мифы о приемных семьях: правда или вымысел?

 


Миф первый: детей берут из-за денег. Считают, что чем больше детей берут люди к себе в семью, тем больше они могут «нажиться» на этом. Поэтому нередко окружающие уделяют большое внимание тому, как выглядят дети в таких семьях, не голодные ли они. Присматриваются к тому, чем занимаются приемные родители. Соседи, учителя и другие люди, как-то связанные с такой семьей, нередко вкладывают в действия приемных детей и родителей свой смысл, подчиненный мифу. 


Что – правда, а что – вымысел. Действительно, людям, которые берут в свои семьи детей, рожденных другими родителями, выплачивают деньги. Исключение – только усыновители. Но, исходя из опыта работы с приемными семьями -  денег, которые выплачиваются на детей хватает, и то не всегда, только на нужды ребенка. Если задуматься над тем, что это – работа, причем нелегкая, то мы увидим такую картину. Приемные родители взяли на себя нагрузку по уходу за ребенком. Она круглосуточная, то есть 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Кроме того, у них нет отпуска и выходных, больничных и отгулов. А еще усложняется это тем, что дети, которые приходят в такие семьи, пережили большое количество травм, которые не так просто исцеляются. Такие ребята часто не верят взрослым, ведут себя деструктивно, вызывающе. Многие не умеют ценить те вещи, которые покупают им новые родители, быстро их изнашивают, рвут, дарят друзьям, теряют и тому подобное. Поэтому такой среднестатический приемный ребенок, оказывается, требует дополнительных финансовых вложений, в отличие от домашнего. Кроме всего прочего, дети в новую семью не приходят со своей кроватью, письменным столом, игрушками и одеждой. Иногда нужно купить все и сразу, часто – до того, как придут первые выплаты на ребенка.


Конечно, бдительность соседей очень важна, так как случаются разные эпизоды из жизни принимающих семей. Некоторые из них могут оказаться, действительно, безответственными или не понимающими свою роль. Таких родителей, к счастью, меньшинство. А вот для остальных «особый контроль» людей, которые не очень компетентны в психологии детей, оставшихся без попечения кровных родителей, прошедших много испытаний, часто приносит не пользу, а вред, когда вместо помощи и поддержки семья получает постоянные укоры и даже угрозы. Ведь дети и правда могут попрошайничать, говорить, что они голодные и их не кормят, жаловаться на «плохие условия» и то, что бьют, в надежде получить больше «бонусов» для себя. Они продолжают воплощать в новой семье свою модель приспособления к жизни, которая была раньше в неблагополучных семьях или в детском учреждении. Нужно много усилий, терпения и знаний принимающих родителей, чтобы вернуть ребят в благополучную жизнь. Не все это понимают, спешат осуждать.


Миф второй: приемные родители – супергерои, которые только тем и занимаются, что спасают мир. Не раз я слышала из уст знакомых о том, что взять в семью чужого ребенка – героизм. Это другая крайность. Особенно такая идея приходит в голову тем, кто наслышан о сложных судьбах приемных детей, их трудностях адаптации. Считается, что такая семья посвящает себя воспитанию ребенка, буквально жертвуя собой. 


Что – правда, а что – вымысел. Тот факт, что в свою жизнь можно принять чужого человека, пусть даже ребенка, с его желаниями, привычками, потребностями, конечно, является большим риском и ответственностью. Многие принимающие семьи, кстати говоря, не всегда это осознают в начале своего пути. И без любви к детям, желания им помочь вся эта затея быстро разобьется об лед проблем и отсутствия ответной благодарности от «спасенного» ребенка. Кроме того, прямо скажем: не так высок в нашем обществе статус приемных семей и детских домов семейного типа, чтобы чувствовать себя героем. 



Пройдя ряд испытаний, вызванных кризисом, сопровождающим приход каждого нового ребенка, жизнь такой семьи приходит в свое русло – как река, которая то бурлит, то становится спокойной, но всегда течет. Родители, готовые на такую жизнь, не считают себя героями, они просто проживают день за днем, решая проблемы, радуясь и печалясь, как и многие семьи в нашей стране, возможно, часто сталкиваясь с непониманием окружающих и даже почему-то с осуждением. На этом пути приемные родители часто оставляют позади друзей и родственников, которые не смогли понять и принять такую их новую семейную систему. Находят они поддержку среди единомышленников, таких же приемных пап и мам, объединяясь в сообщества, делясь опытом, радостями, печалями и даже вещами, если нужно.

Миф третий: приемная семья после совершеннолетия «выкидывает» ребенка из своей жизни, не общается с ним. Сироты остаются такими же беспомощными и уязвимыми после достижения совершеннолетия – такое мнение бытует. Их взяли, «поигрались» и «выкинули», не дав ничего с собой. А там они уже устраиваются, как хотят. 


Что – правда, а что – вымысел. Вопрос о том, как жить ребенку после «выхода» из семьи, приходится решать приемной семье самостоятельно. При поступлении в училище, техникум или вуз юноша или девушка продолжают получать государственную помощь до его окончания.

Действительно, нередко семья со вздохом облегчения «отпускает» в свободное плаванье подросшего ребенка. Бывает, что это происходит и до совершеннолетия, переводя его на государственное обеспечение – под опеку среднего специального образовательного учреждения. Такие истории случаются тогда, когда в приемную семью приходит уже подросток, который не успевает создать теплых отношений, привязаться.


Есть приемные родители (их меньшинство), которые опекаются ребенком, а по достижению им совершеннолетия расстаются и больше не встречаются. Но чаще мы наблюдаем ситуации, когда к приемной маме приезжали целые поколения уже подросших «выпускников». Собирались, как обычно это бывает, в большой семье на праздники уже вместе со своими семьями – детишками, мужьями или женами. Некоторые продолжали путь своих приемных родителей, создавали принимающие семьи.


Большинство родителей не оставляет детей без своего внимания после выхода из семьи.


Миф четвертый: берут к себе больше детей, чтобы они работали на них. Такое мнение тоже встречается, что приемные семьи создают только те, у кого большое хозяйство, и там дети работают вместо родителей и день, и ночь. Кстати говоря, «особо бдительные» соседи этот вопрос нередко поднимают, когда видят детей, работающих на огороде или ухаживающих за домашними животными, например, выпасающих коров или убирающих за ними. 


Что – правда, а что – вымысел. На этапе диагностики кандидатов в замещающие родители, бывает, что встречаются граждане и с таким скрытыми мотивами, но мы их сразу выявляем и в этом случае конечно ни о каком приеме ребенка в семью речи не идет.

В сельских районах конечно приемная семья включает детей в свою жизнь наравне со всеми членами. Приемному ребенку теперь нужно жить по таким правилам, которые есть в этой семье. И если у них есть огород и домашнее хозяйство, тогда приемные мальчики и девочки так же, как и все остальные, в том числе и кровные дети, имеют свою зону ответственности.

Конечно, не всегда приемным детям это по нраву. А если подумать, то и кровным детям работа не всегда нравится. Конечно, куда интересней гулять. Родители должны держать разумный баланс, чтобы не переутомлять детей, но и не растить потребителей, как это часто бывает в детском учреждении, где ребенок на всем готовом и не приспособлен к жизни. Мне понравилось отношение одной семьи, у которой воспитывалась девочка, имеющая умственную отсталость, одна из нескольких приемных детей. В этом большом коллективе у каждого ребенка были свои обязанности, и в том числе у ребенка с особыми потребностями. Она делала самые простые, но важные вещи, которые могли ей пригодиться в жизни, чтобы обслуживать себя и выжить. Она умела выращивать картошку, ее готовить (это была ее обязанность), подметать, доить корову, обслуживать себя и много разных других вещей. По мнению мамы, такой ребенок не пропадет и не умрет с голоду. Кстати говоря, другие дети ее поддерживали, помогали, но не делали вместо нее. Не знаю, смогла бы она получить такие навыки, воспитываясь в учреждении, скорее всего – нет. И тогда ее дальнейшая судьба могла бы быть не радостной. 



Миф пятый: женщина без мужа или одинокий мужчина не сможет воспитывать приемных детей. Об этом спрашивают люди и выражают свое мнение о том, что категорически не разрешали бы давать в неполную семью приемных детей. Будто бы такой пример плох для подражания и в такой семье не могут воспитываться полноценные граждане.

Что – правда, а что – вымысел. В законодательстве нет ограничения на этот счет.


Я в своей работе нередко встречала довольно успешные приемные семьи или детские дома семейного типа, где есть только мама, реже – один папа. Кроме того, бывали случаи, когда семья распадалась после прихода в нее новых членов, супружеские отношения не выдерживали такой нагрузки. После этого ребенка или детей не возвращали обратно в детский дом, а они продолжали жить вместе с приемной мамой. В этом случае зачастую положительный образ мужчины дети могут видеть в окружении семьи. Например, брат мамы или ее отец могут стать неплохими примерами для подражания и наставниками приемным мальчикам или девочкам.

Миф шестой: приемные семьи никто не контролирует, и они могут делать в своем доме с детьми все, что угодно. О таких опасениях я тоже слышала. О том, что семьи находятся, что называется, «за пятью заборами», и никто не знает, что там творится. Детей могут бить, насиловать, эксплуатировать – и никому нет до этого дела. Что – правда, а что – вымысел. Семья, которая создается как приемная, попадает под контроль органов опеки. Органы опеки и попечительства  контролирует такие семьи и проверяет периодически, как у них обстоят дела. К тому же сейчас есть службы сопровождения приемных семей, которые оказывают семьям психолого-педагогическую помощь. Кроме того, семья всегда под неусыпным взором окружения – соседей, педагогов в школе, медицинских работников. Рано или поздно, если в семье не надлежащим образом относятся к ребенку, об этом будет известно.  

 

 

Формы семейного устройства: преимущества, социальные гарантии

     Каждый человек достоин любви и заботы, каждый ребенок хочет иметь маму, а лучше и маму, и папу сразу. К сожалению, по  самым различным жизненным обстоятельствам в наше время дети продолжают оставаться без попечения родителей. В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребенок, в силу возраста, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, неспособен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, находят защиту в органах опеки и попечительства по месту своего жительства (регистрации), которые принимают на себя функцию по законному представительству ребенка и предпринимают меры к устройству ребенка.    

   Сегодня  в развитии социальной политики нашей страны большое значение отдается семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существуют две основные формы устройства: усыновление и опека. Опека (до 14 лет)/попечительство (с 14 лет), в свою очередь, подразделяется на безвозмездную и возмездную (приемная семья).

 

 Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Ребенок принимается в семью на правах кровного. При данной форме устройства возможно изменение Ф.И.О. ребенка, а также даты его (ее) рождения. Усыновление (удочерение) производится в судебном порядке по месту нахождения (жительства) усыновляемого ребенка. Взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка наступают со дня вступления в законную силу решения суда. С этого же момента ребенок перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, теряет все льготы детей данной категории. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Некоторые особенности усыновления:

- Сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителем и усыновленным, в т.ч. по достижению ребенком совершеннолетия.

- Ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и дату рождения.

-  Необходимо решение суда.

- Государство не оказывает материальной помощи (за исключением единовременного пособия) после усыновления, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющих детей, на общих основаниях.

 

Опека и попечительство  остается самой распространенной формой устройства детей-сирот.

Опеку и попечительство, как правило, оформляют родственники ребенка: бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и т.д. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет.   Если ребенок достиг 10-летнего возраста, необходимо его согласие для установления опеки.

      На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а именно: на питание, приобретение одежды, обуви, игрушек и других необходимых предметов, установлена ежемесячная выплата денежных средств. Ежегодно опекуны (попечители) предоставляют в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка отчёт в письменной форме о хранении, использовании имущества (в том числе денежных средств) подопечного и об управлении имуществом подопечного.  

Некоторые особенности опеки и попечительства:

- Ребенок имеет статус подопечного.

- На содержание подопечного ребенка, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячно выплачиваются денежные средства.

- Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части доходов, жилищно-бытовых условий.

- Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).

- Нет тайны передачи ребенка под опеку (попечительство).

- Опека (попечительство) назначается на определенный срок до совершеннолетия ребенка.

- контакт с кровными родителями

 

Опека и попечительство на возмездной основе (приемная семья) -  принятие ребенка в семью на правах воспитанника. Приемная семья отличается от опеки (попечительства) тем, что имеет договорной способ оформления отношений, т.е. граждане принимая на воспитание в свою семью чужого ребенка, оформляют с органом опеки и попечительства договор, где прописаны обязанности сторон и сроки нахождения ребенка в семье. Число детей, помещенных в приемную семью, включая кровных, как правило, не должно превышать 8 человек. При этом ребенок по закону не может претендовать на имущество (жилье, автотранспорт, денежные средства и др.) своих приемных родителей, не является их наследником.

     За ребенком сохраняются его прежние Ф.И.О., продолжает осуществляться выплата пенсии, алиментов. Воспитанием ребенка в приемной семье осуществляется обоими супругами, которые являются законными представителями ребенка. Однако и одинокий человек вполне может заменить осиротевшему ребенку семью и дать в жизни все необходимое.  Помещение ребенка, достигшего 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. На содержание ребенка  ежемесячно выплачиваются денежные средства, кроме того, приемному родителю производится выплата вознаграждения за воспитание ребенка в семье.

Некоторые особенности приемной семьи:

- Приемные родители заключают договор с органами опеки и попечительства об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

- Опека (попечительство) на возмездной основе назначается на определенный срок до совершеннолетия ребенка.

- На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные выплаты.

- Приемную родителю осуществляется выплата вознаграждения.

- Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.

- Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье.

-  Нет тайны передачи ребенка в семью.

      

Гостевой режим (семья выходного дня, временное размещение) – не является формой устройства ребенка в семью. Это форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в гостевой семье.

Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях гостевой режим используется как подготовка ребенка и семьи к передаче под опеку или усыновление.

Разрешение на гостевой режим оформляется в органах опеки по месту жительства гражданина.

Голосовая запись


 


Возврат к списку