Версия сайта для слабовидящих

26.06.2017

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

 

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для   группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Обычно, когда говорят о "школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание:

- Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

- Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

- Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

- Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

- В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.

- Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети"

 

ДЕЛАЙТЕ!

 

-     Радуйтесь вашему сыну, дочке.

-     Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

-   Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

-    Установите четкие и определенные требования к ребенку.

-  В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков,  действий с ними.

-    Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

-     Говорите четко, ясно.

-     Будьте терпеливы

-     Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем и почему.».

-     Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

-  Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

-     Чаще хвалите ребенка.

-    Поощряйте игры с другими детьми.

-     Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

-     Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.

-     Приобретайте  диски, книги, игры которые были бы интересны вашему ребенку.

- Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравиться делать (коллекционировать, рисовать, лепить и т.д.)

-  Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от  чтения газет,

   журналов, книг.

-     Не теряйте чувство юмора.

-     Играйте с ребенком в разные игры.

-    Чем-то занимайтесь вместе всей семьей.

-     Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, отчество; дату рождения; адрес.

 

НЕ ДЕЛАЙТЕ!

 

- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

-    Не задавайте слишком много вопросов.

-     Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

-  Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.

-   Не требуйте слишком многого – пройдет не мало времени, прежде чем ребенок приучиться самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

-     Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «не так, переделай».

-     Не говорите: «Нет она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

 

  -     Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

-  Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

-     Не ожидайте от ребенка понимания:

всех логических правил;

всех ваших чувств;

абстрактных рассуждений и объяснений.

-     Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения ребенка вперед, или некоторого регресса.

-    Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

 

-     Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам  воспитания.


Возврат к списку