16.05.2024
Новый дивный цифровой мир, или как уберечь своего ребенка от зависимости.
С каждым годом увеличивается число молодых людей, считающих себя зависимыми от цифровых устройств и Интернета. Об этом свидетельствуют регулярные исследования, проводимые в России.
Так, в последнем исследовании портала SuperJob 45% респондентов на вопрос "Как вы считаете, есть ли у вас цифровая зависимость от современных электронных девайсов, гаджетов и интернета?" ответили положительно. При этом в возрасте до 24 лет количество однозначно заявивших о своей зависимости молодых людей составило 17%, а тех, кто ответил "скорее да" - 37% - то есть, еще больше, чем составило среднее значение по результатам исследования. В этой же группе уверенными в своей цифровой неуязвимости были всего 7% людей.
И в этих результатах, в общем-то, нет ничего удивительного. Новое поколение растет в эпоху цифрового мира, в век глобального Интернета. В отличие от своих родителей, дедушек и бабушек, молодежь воспринимает это виртуальное пространство не как новый сектор экономики, а частью реального мира. В этом есть часть правды, но гораздо больше здесь ошибок нашего сознания.
Сегодня цифровое пространство позволяет человеку закрыть огромное количество своих потребностей - практически весь спектр по пирамиде Маслоу. В Интернете можно познакомиться с единомышленниками, найти себе пару и создать семью, получить признание и уважение, некий аналог любви и, конечно, самореализацию. В виртуальной среде можно развлекаться - смотреть кино, слушать музыку, читать книги, играть в онлайн-игры. Можно получать образование и повышать свою квалификацию, искать новое место работы и зарабатывать деньги, выбирать себе вещи и заказывать продукты на дом, планировать путешествие и оплачивать все необходимые чеки, вести банковские счета и увеличивать свой капитал.
В Интернете можно почти все. Даже то, что трудно представить себе в реальном мире. Именно это, а еще возможность оказаться в виртуальном пространстве в любое время дня и ночи, в любом месте - дома, на работе, в транспорте и даже на улице, приводит сначала к размытию границ виртуального и реального миров в нашей психике, а затем и к смещению приоритетов в сознании.
В тот момент, когда человек начинает отдавать приоритет виртуальному, а не реальному миру, в тот момент, когда виртуальные отражения реального мира начинают восприниматься сознанием как главенствующие - а такие процессы сегодня по некоторым оценкам наблюдаются в разной степени у подавляющего большинства дошкольников и школьников, можно говорить о появлении признаков зависимости от цифровых устройств и Интернета.
В свое время знаменитый психиатр и психолог Виктор Франкл сказал о том, что у каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия. И в этом смысле зависимость от гаджетов видится одним из главных вызовов для современного общества и человека.
Итак, что делать, если вы заметили, что ваш ребенок страдает от навязчивого стремления к чрезмерному использованию цифровых устройств, и это приводит к негативным последствиям в самочувствии, общении, учебной деятельности?
1. Помочь осознать ему, что цифровой мир сегодня не в состоянии заменить собой объективную реальность и закрыть все потребности человека на психическом и биологическом уровне. Поверхностное общение в интернете не способно заменить близость в дружбе или любви, так же как игровые достижения никогда не сравнятся с самоактуализацией в реальном мире.
2. Провести для себя красные линии, которые не должен пересекать ребенок. Речь, прежде всего, о рамках использования цифровых ресурсов. Время, проводимое в Интернете, не должно оказывать негативное влияние на физическое и психологическое состояние ребенка, на общий уровень его развития, а также формирование социальных связей.
3. Договориться с ребенком о новых правилах пользования Интернетом. При необходимости ограничить доступ к цифровым ресурсам на физическом уровне в рамках договоренности. Можно, например, поставить родительский контроль на смартфон ребенка, таймер, который будет выключать раздачу Интернета через Wi-Fi-роутер вечером и включать утром.
4. Определить потребности, которые закрывал ребенок в Интернете (в безопасности, принадлежности к группе, любви, уважении, познании, эстетике и самоактуализации и т.д.) и помочь ему найти возможность реализовать свои потребности в реальном мире. Для этого необходимо разговаривать с ним о том, что ему интересно, стараться помочь ребенку попробовать себя в новых направлениях, которые привлекают его внимание.
5. Больше общаться со своим ребенком на разные темы, проводить с ним время, придумывать совместные развлечения, помогать ему в важных для него сферах. Не заменять свое время с ним гаджетами, не делегировать свои родительские обязанности цифровым устройствам.
Педагог-психолог Олег Вершинин.