29.03.2024
Вовремя увидеть!
Маленький мальчик, лет 7 ждет автобус на остановке вместе со старшей сестрой и мамой. Ему скучно и ребенок сначала пинает снег, потом виснет на рукаве куртки матери, а потом… Начинает бить сестру.
Разница в возрасте у них достаточно большая и, несмотря на то, что мальчик явно пытается отрабатывать на ней приемы, сестре не больно. Она смеется и иногда отодвигает его от себя. Мальчик не успокаивается, а наоборот бьет сильнее, замечая, что сестре весело. Наконец, ей это надоедает, и девочка жалуется матери. Мать удерживает мальчика некоторое время, а потом все начинается заново.
И ни одна из них не делает мальчику замечания, что бить других нельзя.
Наоборот, мальчик видит одобрение своего поведения – сестре весело, мама не против, значит он делает все правильно. Значит отрабатывать удары на своих близких не только допустимо, но и хорошо.
А ведь именно реакция самых близких людей формирует в ребенке первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
«Мама хмурится, если одежда испачкана? Постараюсь быть аккуратнее».
«Папа похвалил за принесенный инструмент? Буду помогать ему чаще».
Повседневные реакции родителей, которые мы даже не замечаем, помогают малышу ориентироваться в мире, учиться взаимодействовать с другими людьми и выстраивать долгосрочные отношения.
К чему же может привести положительная реакция семьи на шутливую драку?
Ребенок может воспринять это как «зеленый свет» для драк с другими людьми. Конечно, скорее всего, это будут его одноклассники или друзья во дворе. Заметив, что родители не прекратили его действия тогда, ребенок примет драку как допустимый способ коммуникации.
Другие дети, в семьях которых применение силы не одобряется, в лучшем случае перестанут с ним дружить. В худшем такое поведение может привести к продолжительным конфликтам с окружающими, когда взрослые совершенно не будут понимать, откуда у ребенка из хорошей семьи такая склонность к агрессии.
Дружить с драчливым ребенком также будет трудно, ведь шутливая потасовка легко может перерасти в серьезную схватку. Далеко не каждый ребенок различит когда ударяют в шутку, а когда всерьез.
Всех этих проблем можно было бы избежать, будь родители внимательнее к своему малышу и его действиям. Гораздо проще поймать первый момент и сказать «Мне не нравится, когда ты дерешься» или «Бороться можно только на тренировках», чем разбираться с последствиями. А сам ребенок будет уверен, что родители всегда готовы помочь ему научиться общаться.
Шихалева Татьяна
Педагог-психолог ОППиСЗС