Версия сайта для слабовидящих

22.06.2023

Что делать с эмоциями ребенка?


   Эмоции – это то, что мы чувствуем здесь и сейчас. Они кратковременны, могут быстро сменять друг друга и привязаны к какой-то ситуации или поступку. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Любому родителю необходимо знать, какие эмоции существуют, уметь их распознавать, называть и адекватно переживать. Если родитель сам умеет справлять со своими эмоциями, то способен научить этому ребенка. 

   Наши дети каждый день испытывают самые разнообразные эмоции. Они бывают сильными и слабыми, положительными и отрицательными, мобилизующими и истощающими. Разумеется, ребенок стремится поделиться с родителями тем, что он чувствует сам. И тут очень важно уметь регулировать свое эмоциональное состояние. Но порой бывает, что родителям сложно выдерживать даже свои собственные эмоции, а если прибавить ещё эмоции ребенка и близкого окружения. Как с этим справиться? 

   В этом может помочь грамотное контейнирование эмоций. Этот приём широко применяется не только в воспитании детей, но и в целом, довольно часто встречается во взаимодействии взрослых людей. И для адекватного восприятия реальности без контейнирования эмоций просто не обойтись.

   Контейнирование – это способность безболезненно выдерживать различные эмоции и не провоцировать конфликты. Следует помнить, что контейнирование нужно, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно переживать свои чувства и находить правильный выход из сложившейся ситуации. Для этого существуют три простых правила:

1. Принимать эмоции ребенка такими, какими они есть. Не стоит давать им оценку, запрещать или осуждать те или иные проявления.

2. Давать словесные формулировки, объясняя ребенку, что произошло, почему он испытывает те или иные чувства, и как они называются.

3. Разобраться в ситуации через ее понимание и предложить ребенку способы справиться с ней.

   Прямо сейчас представьте, что внутри вас находится контейнер, куда время от времени другие люди (ребенок, близкие и просто знакомые люди) «сливают» свои собственные чувства и мысли. Получилось представить?

   И тут есть только три варианта развития событий. Три типа взаимосвязи:

   1. Ригидная взаимосвязь. Грубо говоря, это родитель с переполненным контейнером внутри. Естественно в таком состоянии родитель абсолютно не может выдерживать свои эмоции, ведь он просто не знает, как с ними самостоятельно справиться и не разрешает себе их проживать. Таких родителей очень легко узнать: обычно они сдерживают себя (годами и даже десятилетиями), а потом совершенно в неожиданный момент все «выплёскивают» в более чем неадекватной форме наружу. Из-за чего это происходит? Ригидная связь возникает в первую очередь из-за того, что человек запрещает себе (или другим) испытать эмоции, умалчивает и прячется от них.

   Мама поощряет ребенка сдерживать эмоции. Не одобряются отрицательные и положительные эмоции. «Не смейся много, потом плакать будешь». Чувства скорее заглушаются, приуменьшаются, обесцениваются.

   Ребенок ощущает себя непонятым со своими «неправильными» чувствами. Чем старше он становится, тем меньше он пытается довериться матери. Он знает, что в этот контейнер как вольется, так и выльется. Ребенок перегружен своими чувствами и ответственностью по тому, чтобы контролировать себя. В силу возраста, он этого еще не может, но требования другие. И он очень старается. Он становится рассудительным не по годам, у него могут появиться ритуалы и навязчивости.

   2. Хрупкая взаимосвязь. Внутренний контейнер практически полон, но внутри еще есть проблеск свободного места. При таком виде связи человек возвращает собеседнику его же эмоции: на агрессию отвечает агрессий, на печаль взаимной печалью, т.е. получается так, что человек не выдерживает своих эмоций и с головой проваливается в эмоции собеседника. 

   Можно привести два ярких образа:

   1) Мама очень чувствительная, хрупкая женщина-ребенок. У нее болит голова, желудок, спина и вообще с ней надо поосторожнее. Она тихая, выглядит теплой и эмпатичной порой. 

   2) Или женщина со слабой нервной системой. Если разойдется, не остановить. Или она может порой бить посуду/ рвать на себе волосы/ хвататься за сердце. 

   Оба типа совсем не выносят своих эмоции и эмоций ребенка, пытаются их заглушить, уменьшить, ребенка отвлечь от переживаний. Такая мама в совершенстве владеет техникой успокоения (только она не контейнирует эмоции, а преуменьшает их, вытесняет и отвлекает ребенка). «Ну что ты, все хорошо, все в порядке и совсем уже не болит, а вот смотри у меня тут какая штука интересная».

   3. Гибкая взаимосвязь. То, к чему в идеале всегда нужно стремиться. Человек способен быть рядом с другими, способен чувствовать, понимать и осознавать, но оставаться при этом в себе. Адекватно, спокойно реагируя на чужие переживания, выдерживая и поддерживая собеседника. 

   Мама — надежный контейнер. Ребенок своих чувств не боится, он умеет их переживать, у него не возникает ощущения непереносимости. Он знает, что все эмоции нормальны и потихоньку учится выражать их экологичнее, лучше справляться с последствиями.







Возврат к списку