Версия сайта для слабовидящих

22.06.2022

Легкий способ улучшить память ребенка

Прежде всего, важно понять, что память нужна не только для того, чтобы запоминать, она является важнейшей психической функцией, которая лежит в основе развития и обучения детей.

Возможно, вы замечали еще в школе, что некоторые дети могли выучить стихотворение за одну перемену, а другие вместе с родителями посвящали вечера мучительным пыткам в надежде запомнить строки поэтов. Кстати, вторые, скорее всего, могли рассказать выученное и через месяц, а первые забывали его сразу же после выступления у зеленой доски.

Почему же так происходит? Во-первых, по восприятию люди делятся на три типа: аудиалы, визуалы и кинестетики. Одни легко запоминают большие тексты/стихи, а другие вспомнят блюда из недельного меню. Точнее: визуал – человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения; аудиал – тот, кто получает основную информацию через слух; кинестетик – тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и т.д.). Во-вторых, память делится на три типа: долговременную, кратковременную и оперативную. И от долговременной памяти зависит, сможет ли ребенок воспользоваться своими знаниями, опытом и полученной ранее информацией, когда это будет необходимо.

Немного теории:

Долговременная память имеет огромный, а возможно, и неограниченный объем. Именно она отвечает за архив воспоминаний, приобретенный на протяжении всей жизни, будь то формула из учебника или запах костра с прошлых выходных. Прямое предназначение – хранить то, что необходимо узнать. Но насколько продуктивно ребенок будет использовать накопленные знания, зависит от развития оперативной памяти.

Оперативная (или рабочая) память помогает осуществлять такие умственные задачи, как понимание речи, чтение, письмо, обучение, ориентация в пространстве, рассуждение.

Устройство современного мира снижает потребность развития оперативной памяти – в особенности у детей. Зачем запоминать, если есть гаджеты. Изоляция, отсутствие "живого" общения (переписки в мессенджерах не считаются), перенасыщенность игрушками, направленных на развитие логики тормозят развитие памяти у детей. Психологи Сандра Хейл и Астрид Фрай утверждают, что именно фактор развития оперативной памяти в детстве определяет интеллектуальный уровень или развитость личности.

Кратковременная память – вид памяти, который характеризуется своей ограниченной – по времени и объему – способностью хранить информацию. Работает в момент получения каких-либо сведений извне, которые, либо задерживаются в голове на 20-40 секунд, либо отправляются в архивы долговременной памяти. Зависит это от важности информации, ее эмоционального эффекта или количества повторений. В качестве примера представим ситуацию, когда вам приходится знакомиться с несколькими людьми одновременно. Здесь, именно ограниченность кратковременной памяти не дает запомнить всех имен – не хватает объема.

Итак, сначала информация поступает к нам через органы чувств, далее передается в кратковременное хранилище. Там происходит ее обработка и перераспределение следующим образом: либо она реорганизуется в оперативную память, и оппонент от вас получает реакцию, либо переносится в архивы долговременной памяти, а в случае ненадобности – исчезает.

Можно сделать вывод, что память – глубокий процесс, который влияет на качество жизни и формируется с самого раннего детства. Поэтому так важно придерживаться простых принципов для ее развития.

1) Определите ведущий способ восприятия информации вашим ребенком, данный ему от природы (визуал, аудиал, кинестетик).

2) Начните развивать иной (например, если ребенок аудиал, развивайте визуальную память).

3) Исключите зазубривание текстов (если это не интересно ребенку или не было задано в школе) – не помогает.

4) Любой текст запоминается лучше, когда ребенок понимает суть написанного. Помогайте осмыслить прочитанное, тогда информация не только запомнится до урока, но и отложится в архивах долговременной памяти, что поспособствует развитию его интеллектуальных способностей.

5) Если Ваш ребенок еще совсем малыш, и на сегодняшний день требуется увеличить его словарный запас, то ограничьте игрушки на развитие логики (паззлы, лего, сортировщики и т.д.) и займите его ролевыми играми или описанием пространства, задавайте вопросы таким образом, чтобы нельзя было ответить словами "да" или "нет".

6) И самое важное! Общайтесь, гуляйте, обсуждайте все, что может заинтересовать ребенка. Сократите время за компьютерными играми и гаджетами. Не нужно недооценивать простых вещей!


Возврат к списку