Версия сайта для слабовидящих

11.03.2022

Быть опорой ребенку

Быть опорой ребенку.jpg

Не так часто в наше время встречаются взрослые люди, которых в детстве поддерживали родители, относились к ним с раннего возраста как к личностям, верили в них, выслушивали и пытались вникнуть в детские переживания. Раньше, в силу культурологических особенностей, взрослые уделяли больше внимания удовлетворению базовых потребностей детей, тогда как эмоциональные потребности оставались не закрыты. И вот дети выросли и теперь сами стали родителями, у которых есть понимание о том, чего им не хватило в детстве, но нет четких представлений о том, как нужно воспитывать ребенка, чтобы он рос счастливым и уверенным в себе. Поскольку в собственном детском опыте этого не было, родители часто действуют методом проб и ошибок.

В чем же заключается зрелая позиция родителя?

Во-первых, в понимании, что родитель во всех отношениях сильнее, опытнее, мудрее ребенка и ответственность за то, каким образом будут развиваться отношения с ребенком, зависит в первую очередь от родителя. Взрослый знает, как устроен мир и может показать его ребенку, научить тому, что умеет сам. Когда же родитель говорит: "Ребенок мной манипулирует", это значит, что родитель вышел из своей позиции и сам позволил собой манипулировать. Он переложил ответственность за происходящее с себя на хрупкие плечи ребенка. Чувствуете разницу?

Во-вторых, в четком представлении, что значит быть родителем и ответственности оставаться в этой роли. Из-за нехватки эмоционального тепла в собственном детстве многие родители теперь хотят быть для своих детей друзьями. Нельзя в полной мере быть и родителем, и другом - это разные, порой взаимоисключающие роли. Друг – это ровня, с другом сегодня можно играть и веселиться, а завтра подраться или вообще разойтись. Друг не может устанавливать правила и следить за их соблюдением, отношения между друзьями абсолютно равноправны. Роль родителя – быть рядом с ребенком, чтобы ни случилось, стараться его понять, простить, показать, что какой бы конфликт ни произошел, отношения не прекратятся. У зрелого родителя нет морального права, как у друга, обидеться, уйти, перестать общаться. Зачем стремиться стать другом сыну или дочери, если из позиции родителя можно выстроить уважительные и доверительные отношения с ребенком, основанные на любви и родительском авторитете?!

В-третьих, в умении выдерживать любые эмоции ребенка, быть опорой для него. Дайте понять ребенку, что он может все вам рассказать. Будьте готовы спокойно выслушать, принять его чувства, проявить доброту и сочувствие. Откажитесь от любых обвинений, обесценивания, а также погружения в пессимизм и отчаянье ребенка. Подберите слова, чтобы он почувствовал, что его чувства нормальны, и вы на его стороне, что можно найти выход из любой ситуации, и вы готовы в этом помочь.

Родители – живые, не идеальные люди, которые могут испытывать разные эмоции, это тоже нормально. Иногда слова ребенка или внешняя ситуация может всколыхнуть собственные переживания родителя: страх, вину, растерянность, ощущение бессилия, стыда или отчаянья. Не стоит "вываливать" их на ребенка, это непосильная ноша для него. Обсуждать и разбираться в собственных сложных чувствах стоит с другими взрослыми: супругом, подругой/другом, психологом.

В-четвертых, заниматься самообразованием или обращаться за помощью, при возникновении трудностей во взаимоотношениях с ребенком. Если вы, чувствуете, что вам не удается справиться с собственными чувствами или вы не понимаете, что происходит с ребенком, читайте соответствующие статьи и литературу или обращайтесь за помощью к психологу.

КГКУ "Центр семейного устройства" проводит набор родителей, имеющих детей в возрасте 6-10 лет, для участия в групповых занятиях. Программа для родителей "Мамина и папина грамота" предусматривает 10 занятий, которые направлены на улучшение взаимопонимания с детьми и развитие воспитательных компетенций. Первое занятие состоится 28 марта.

Узнать подробности и записаться в группу можно по телефонам: 70-46-13, +7(962)223-13-34.


Возврат к списку