Версия сайта для слабовидящих

23.09.2021

О чем нужно помнить, прежде чем наказывать ребенка

О чем нужно помнить, прежде чем наказывать ребенка 

   Прежде чем использовать метод наказания в воспитательных целях, родителям неплохо было бы разобраться в сути этого метода и том, как он работает. 

   Итак, наказание и поощрение – методы воспитательного процесса. Механизм воздействия  наказаний и поощрений различен. Поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым, действия и поступки, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за собой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные поступки. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения. Наказания служат для прерывания нежелательного поведения.

   Методы воспитания редко применяются изолированно, т.е. наказание (как и поощрение) могут сопровождаться разъяснением, установкой правил,  примером, приучением. Тогда и воля, и сознание будут вовлечены в процесс формирования поведения. Например, родители должны ставить четкие запреты на то, что опасно для жизни и здоровья ребенка, и на то, что неприятно родителям или окружающим людям. Если ребенок не понимает неправильности своих действий, не реагирует на замечания, а само действие связано с опасностью для ребенка или окружающих, необходимо физически удалить ребенка из опасной обстановки и постараться переключить его внимание. 

   На практике же часто приходится сталкиваться с ситуациями: родители спешат отругать ребенка, когда он разбил кружку или капризничает на улице. Однако малыш не виноват в том, что НЕ СМОГ удержать кружку; или его что-то беспокоит, а других способов сообщить об этом, кроме капризов, он ПРОСТО НЕ ЗНАЕТ. В подобных случаях родители наказывают ребенка, исходя из собственных причин: родительская тревога (ребенок упадет), родительская вина и стыд (не могут воспитать "правильно"), ожидание от маленького ребенка поведения взрослого человека и т.д.  

   Стоит помнить, что наказание – не способ причинить боль ребенку.  Владимир Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" объясняет слово "наказывать" как "дать наказ", т.е. совет, в некоторых случаях – повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова "наказание" точно прослеживается его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему. Исходя из этого, можно выделить несколько правил, которых стоит придерживаться:

   - Нельзя унижать ребенка, использовать оскорбления и негативные высказывания в его адрес: "Откуда у тебя руки растут?", "Из тебя никогда не получится нормального человека!" и т.д. Лучше всего выражать свое недовольство с помощью "Я-высказывания": "Я очень расстроена твоим поведением в школе. Что на самом деле произошло? Как мы можем решить эту ситуацию. Давай поговорим".

    - Нельзя наказывать ребенка, когда вы в приступе гнева, раздражены. Сначала лучше самому остыть, успокоиться и только тогда принять решение о наказании.

    - Родители должны придерживаются единой системы правил и требований в воспитании. Нельзя, чтобы один запрещал что-то, а другой – разрешал. Если действительно нельзя, то нельзя.

    Ребенок должен понимать, за что наказан. Сначала поговорите с ним, напомните правила, которые были установлены и которые он нарушил, расскажите, какие его действия и поступки привели к наказанию, и обязательно выслушайте его объяснения.

    - Последовательность в действиях. Нельзя сегодня наказать за проступок, а завтра на то же самое не обратить внимание.

    - Нельзя дважды наказывать за один и тот же проступок. Вы наказываете за конкретный поступок, который был совершен именно сейчас. Не вспоминайте других проступков при наказании.

    - Не следует наказывать детей трудовой активностью, потому что это формирует стереотип, что труд – это наказание, а также формируется негативное отношение к трудовой деятельности.

    - Ни в коем случае нельзя в качестве наказания лишать удовлетворения физиологических и биологических потребностей (например, еды, сна).

    - И, самое важное! При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят. И любят бесконечно, безотносительно каких-либо событий. 





Возврат к списку