Версия сайта для слабовидящих

02.08.2021

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

  

   В сентябре начинается новый учебный год. Это очень волнительный период, как для будущих школьников, так и для их родителей. Новая обстановка, коллектив, правила, другой распорядок дня. Перед ребенком стоят новые непростые задачи, на пути решения которых ему не справиться без помощи и поддержки родителей.

До того, как ребенок пойдет в школу:

   Учите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. Пусть он попробует спросить в поликлинике: "Где находится туалет?" или сам займет очередь к специалисту. Подобный опыт позволит ребенку обрести чувство уверенности в себе.

   Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Ребенок 5-6 лет может самостоятельно заправлять кровать, убирать за собой посуду и игрушки, помогать накрывать на стол. Учите его вешать свою одежду на место, застегивать молнии и пуговицы, зашнуровывать ботинки. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. 

   Чаще советуйтесь с ребенком. Пусть он сам выберет себе рубашку при покупке или блюдо для семейного ужина. Вовлекайте ребенка в планирование совместного досуга на выходные дни. Это будет стимулировать самостоятельно принимать решения, а также считаться с интересами других членов семьи.

   Научите правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще раз, но немного изменить правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободрите тех, кому не везет. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Помогите ему ощутить самоценность игры, а не выигрыша.

   Развивайте у ребенка познавательный интерес. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Обращайте внимание на краски осеннего леса, показывайте и называйте деревья и т.д. 

   Если вы планируете записать ребенка на дополнительную секцию или кружок, начните их посещение за год до начала обучения в школе или отложите на три месяца. Этот период необходим для физиологической адаптации организма к условиям обучения.  

   Не запугивайте ребенка школой, не рисуйте негативный образ: там трудно и сложно. Также, нельзя обманывать первоклассника, рисуя радужный образ школы как места, где весело и много детей, которые играют. Необходимо преподнести ребенку объективную реальность. Рассказать про распорядок, познакомиться с учительницей, показать школу. Школа является авторитарной структурой, где важным компонентом в процессе обучения выступает дисциплина. Важно объяснить ребенку и донести мысль, что не следует ожидать от школы того факта, что все его там будут любить, заботиться о нем. Основная задача школы – это дать знания, развить логику и мышление, показать и научить различным способам жизни и взаимодействию в обществе. Что в этом обществе есть определенные правила и ограничения, где живут разные люди, и где они по-разному могут относиться друг к другу. А всему остальному его должна научить семья: быть добрым, отзывчивым, дружелюбным, признавать авторитет старших, уметь ладить с людьми, сотрудничать, быть способным постоять за себя, без причинения вреда другому и т.д.


Ребенок пошел в первый класс. Рекомендации для родителей:

1. Составьте вместе распорядок дня ребенка и следите за его соблюдением. Важно подойти к процессу творчески. Можно сделать вместе с ребенком распорядок дня в виде плаката, коллажа, расписания или схемы, подберите удобный формат: по дням недели, на всю неделю или на месяц. Можно рисовать разными цветами, выделяя ярким главное или же придумать свою личную схему кодировки и знаков. Ребенок точно ничего не забудет, посмотрев на него.


2. Будьте внимательны к своему ребенку, учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Также не стоит полагаться на общие стереотипы и требования, существующие в школе и предъявляемые к школьной успешности. Важно замечать и отмечать то, что получается хорошо именно у вашего ребенка и, главное, как это получается. Сравнивать вчерашние успехи ребенка с его личными достижениями и успехами сегодня и отмечать рост. 


3. Хвалите ребенка. В любом возрасте похвала важна, т.к. именно собственный успех является мощной мотивацией и стимулом для преодоления трудностей. Хвалите ребенка конкретно, а не обезличенными словами "Молодец", "Умница". Выражайте конструктивную похвалу наречиями и глаголами "Красиво написал буквы", "Быстро и выразительно прочитал стихотворение".  

4. Давайте ребенку возможность играть: с игрушками и со сверстниками. До 6-7 лет ведущим видом деятельности у ребенка является игра. Она учит детей быть инициативными, ведущими, брать ответственность, сотрудничать, позволяет усвоить социальные нормы и правила поведения в обществе, отстаивать и защищать свои интересы. В 7-10 лет к игре добавляется учебная деятельность, однако переход от одного вида деятельности к другому не происходит мгновенно. Поэтому, если ребенок хочет взять с собой любимого мишку Тедди, машинку, человечка из Lego, куклу и т.д., не запрещайте, пусть кладет в кармашек портфеля. Не стоит высмеивать его или говорить: "Ты уже большой!". Игрушка часто помогает ребенку "пережить" этот сложный период, почувствовать смелость, поддержку, возможно, даже "проиграть" и проговорить какую-нибудь неприятную ситуацию или диалог на перемене. Также, дома можно наблюдать за игровым процессом, что может помочь вам лучше понять ребенка и увидеть ситуации, о которых дети могут не говорить, но "играть" в них.

5. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится еще один авторитетный человек – учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге, поддерживайте его авторитет, откажитесь от желания учить ребенка "по-своему".

6. Показывайте ребенку прикладную составляющую знаний, которые он получает в школе. Чтобы он больше осознавал, где именно в жизни сможет применить все эти знания. Например: "Если ты научишься решать задачи на время и скорость, то сможешь посчитать расстояние до того места, куда мы поедем в отпуск" или "Нужно уметь складывать и отнимать, чтобы посчитать деньги в магазине" и т.д.

7. Познакомьтесь и подружитесь с родителями (мамой) другого ребенка, пригласите к себе в гости. Это позволит вам делиться переживаниями и опытом, обсуждать общие вопросы, даст возможность по очереди забирать детей с продленки, покажет детям на примере, что такое дружба, поможет лучше увидеть и узнать, с кем дружит ваш ребенок.

8. Старайтесь поддерживать эмоционально позитивный настрой в семье. Не нужно становиться для ребенка учителем, стремитесь к поддержанию теплых, доверительных отношений. Уделяйте время личному общению с ребенком на темы, не касающиеся школы. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

9. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка (замкнутость, подавленное состояние, плохой сон) или его учебных делах, обратитесь за советом или консультацией к учителю или школьному психологу.



Возврат к списку