Версия сайта для слабовидящих

03.08.2020

Важность воспитания детей с учетом возрастных особенностей


   Л.Н. Толстой, размышляя о таинствах человеческого развития: "От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от не существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость".

   В природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно быть своевременно, последовательно и с учетом возрастных особенностей ребенка. Первый год жизни малыша очень важен, именно в этот период он стремительно развивается и познает мир. Психологи считают, что умственное развитие ребенка происходит первые 3 – 4 года жизни, необходимо заниматься воспитанием малыша с первых месяцев. 

   Любовь, забота и поддержка родителей помогают малышу чувствовать себя защищенным, дает ощущение безопасности и формирует доверие к окружающему миру. Хорошее настроение мамы передается малышу, пение колыбельных песен успокаивает. 

   Первый месяц жизни малыш много спит, в периоды бодрствования можно делать воздушные и солнечные ванны, выкладывая малыша на пеленальный стол, переворачивая со спинки на животик через 10 – 15 минут. Важно в это время разговаривать с малышом, делать легкий массаж, поглаживая его тело. Массаж доставляет малышу удовольствие, успокаивает его, улучшает сон, укрепляет иммунную систему, способствует хорошему пищеварению.

   Время бодрствования новорожденного необходимо использовать для физического и умственного развития. Для воспитания и развития зрительного сосредоточения можно подвешивать над кроваткой малыша 2 – 3 яркие игрушки, меняя их каждые 2–3 дня. Игрушку подвешивают над кроваткой примерно на 40–50 см от лица. Временами игрушки нужно покачивать, чтобы ребенок учился следить за двигающимся предметом.

   В первый месяц малыш знакомится со своим телом, иногда вздрагивает от прикосновения своих рук. Для более спокойного сна, малыша лучше пеленать, а подгузники обеспечат "сухие ночи".  Менять подгузник необходимо каждые 3 – 4 часа, при его наполнении и обязательно после стула – это является важным фактором в профилактике инфекции нижних мочевыводящих путей у детей, вульвита у девочек и баланита у мальчиков. Водные процедуры надо проводить перед ночным сном и в течение дня по мере необходимости.

   Естественное кормление в первый год жизни малыша является залогом его здоровья на всю жизнь. Материнское молоко является уникальным и единственно сбалансированным продуктом питания. Мама должна избегать острой и соленой пищи, шоколада, цитрусовых, газированных напитков, чтобы у малыша не было аллергии и беспокойства. 

   С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, в этот момент начинается процесс воспитания новорожденного. Не стесняйтесь петь песни, даже если боитесь сфальшивить, главное хорошее настроение мамы, которое передается малышу. 

   В первый год жизни желательно избегать постоянного звукового фона, так как звук работающего телевизора может тормозить речевое развитие ребенка.

   В два-три месяца малыш умеет держать голову,   начинает различать своих и чужих, он радует родителей первой улыбкой.  Внимательно следит за звуками перемещающейся погремушки, поворачивает вслед за звуком голову.  Малыш фокусирует взгляд на ярких игрушках.

   К трем месяцам большинство малышей уже хорошо держат голову, самостоятельно переворачиваются с боку на бок, начинают осваивать звуки. Когда мама говорит и смотрит на малыша, он следит за лицом, губами, мимикой и жестами, сам начинает гулить в ответ.

   В четыре месяца у ребенка появляются любимые игрушки, детям до года рекомендуется давать не более двух игрушек одновременно. 


   Игрушки, как и игры, для детей раннего возраста являются необходимым элементом культурного воспитания и индивидуального развития. Игрушки различают в зависимости от того, какой вид активности они развивают.


Сенсорные погремушки, цветные шарики, колокольчики, дощечки или шарики с поверхностью различной степени шероховатости, естественные материалы
Моторные каталки, коляски, прыгалки, тележки, различные машины
Эмоциональные куклы, мягкие игрушки, домашние животные
Подражательные предметы быта (тарелки, ложки, кружки), фрукты, овощи, игровой набор доктора и другие тематические игры
Исследовательские уголок природы (аквариум с рыбками, птица в клетке, цветы, растения), матрешки разной величины
Строительные разнообразных форм и размеров кирпичики, кубики, конструкторы

   У пятимесячного малыша просыпается интерес к человеческому лицу, он пристально заглядывает в глаза, следит за движением губ, когда говорят или поют. 

   Как правило, к шести месяцам у ребенка появляются собственные способности для действия. Малыш изучает свои ножки и с удовольствием тянет их в рот, протягивает руки взрослому. Для своего нормального физического развития ребенок нуждается в возможности активно двигаться. В шесть – семь месяцев малыш может уже сидеть. В семь – восемь месяцев ползать, в девять – десять месяцев встает с опорой. Воспользуйтесь этим периодом для начала приучения малыша к горшку. Можно начать придерживать малыша над тазиком или ванной, а со временем  высаживайте на горшок.

   К концу первого года жизни ребенок, как правило, начинает ходить и говорить первые слова. Вот какой большой опыт приобретает ребенок за первый год своей жизни.

   В годовалом возрасте ребенок пробует новые формы взаимодействия с взрослым, может испытывать его, наблюдать за реакцией. Этот период еще называют кризисом одного года. Ребенок может валяться по полу, кричать, стучать ногами, демонстрируя неповиновения взрослому, но при этом внимательно следит за реакцией взрослого на его поведение. 

   Своей реакцией на поведение ребенка взрослый может избавить себя и его от участия в подобных сценах. Как правило, отсутствие реакции взрослого на капризы – лучшее средство для дальнейшего развития отношений с ребенком. Можно переключить внимание ребенка от причины, вызвавшей каприз, пробовать договариваться с ним.  Например, можно сказать: "Сегодня мы не можем купить эту игрушку, но можем пойти гулять в парк  покататься на карусели". Обязательно обнимите ребенка, поцелуйте и дайте ему выплакаться. В случае вашей неправоты, не стесняйтесь просить прощения у ребенка, на вашем примере  в дальнейшем он научится прощать. 

   К началу второго года жизни на первое место для ребенка выступает "мир вещей", ему интересно постижение предметного мира.  В два года ребенок начинает задавать много вопросов об окружающем мире, это возраст "почемучек". Например: "Почему птицы летают?", "почему рыбы плавают и не тонут?" и т.п. Старайтесь отвечать на вопрос просто и честно. Иногда ребенок может задать  такой вопрос, что родителям трудно ответить, а ребенку важно получить ответ сразу. Попросите время или  поищите ответ вместе с ребенком. Такой подход вызовет доверие и укрепит ваш авторитет.

   До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, поэтому и ей, и другим членам семьи, особенно в этот период, нужно очень строго следить за собой, чтобы подавать хороший пример. Привлекайте малыша к помощи по дому, можно начать с совместной уборки игрушек, затем учите самостоятельно справляться с посильными обязанностями.

   Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня — обязательное условие правильного воспитания ребенка. В первые три года жизни режим дня ребенка меняется несколько раз, с учетом возрастных особенностей. Родителям необходимо поддерживать у ребенка режим дня: 

-время на сон;

-питание;

-прогулки;

-игровую деятельность.


   Сформированная привычка соблюдать режим дня помогает ребенку укрепить здоровье, предохраняет от переутомления, помогает разностороннему и гармоничному развитию. 

   Уделите время чтению книг, читайте вслух, это развивает память, мышление малыша, обогащает эмоции и чувства, укрепляет связь между родителем и ребенком. А вот просмотр мультфильмов по телевизору или компьютеру специалисты советуют ограничивать. Просмотр сказок, мультфильмов по телевизору дает ребенку уже готовые образы, не способствует развитию фантазии. Чтение книги развивает фонематический слух, закладывая основу безошибочного письма и грамотной речи. 

   В три года малыш проявляет самостоятельность – "я сам!" Малыш начинает отделять себя от матери и осознавать свою "отдельность". Старайтесь поддержать его, разрешайте самостоятельно делать посильную работу по дому. Не бойтесь, что ребенок помоет посуду и все вокруг будет мокрым, как и он сам. Проявите терпение, не перехватывайте у него инициативу. Позволяйте доделать дело до конца, поощряйте самостоятельность ребенка, хвалите полученный им результат. Дайте возможность проявлять самостоятельность, так вы сформируете потребность в самостоятельных действиях, заложите в ребенке умение преодолевать трудности.

Табличка.png

   В результате самостоятельных действий рождается умение ставить цели и добиваться их, способность нахождение своего "Я". Самостоятельность – это важное качество, которое впоследствии даст ребенку возможность быть независимым от чужих суждений, отстаивать свое мнение.

   Дорогие родители, помните, что нет универсальных советов, каждый ребенок индивидуален. Одно мы знаем точно – каждый ребенок нуждается в родительской любви, заботе и уважении. 

В наших силах сделать ребенка счастливым. 

Счастливый ребенок – счастливые родители! 

P. S. А может рядом с вами растет будущий Лев Толстой, Альберт Эйнштейн или Софья Ковалевская?



Методист Дряглина И.В., методист ОПСС КГКУ ЦСУ


Возврат к списку