В ситуации эпидемиологической обстановки дисбаланс между требованиями и возможностями семьи вызван появлением угрозы здоровью, потерей привычной жизнедеятельности, продолжительной физической изоляцией, избыточным количеством достоверной и недостоверной информации, общей социально-экономической ситуацией. Чтобы справиться с трудной ситуацией, семьям необходимы навыки совладающего поведения – осознанного социального поведения в создавшихся условиях, которое способствует адаптации к ситуации.
Именно продуктивное совладание имеет позитивные последствия для семьи: разрешение проблемы, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть разрешена в короткие сроки, возникает новая оценка ситуации, себя в ней, в основе которой лежит изменение отношения семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего, при этом не снижается мотивация достижения.
Существует функциональные факторы, которые стабилизируют семейную систему и уменьшают уязвимость семьи к стрессу. По данным зарубежных и отечественных авторов, к ним относятся:
-поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
-поиск социальной поддержки от близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобной ситуации, помощь профессионалов;
-разделение ролей с другими членами семьи, когда это необходимо;
-оптимизм, вера в будущее;
-эффективное общение семьи, умение слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить собеседника почувствовать, что его слушают и понимают;
-включенность всех членов семьи в разрешение проблемы.
Психологи, которые изучали семьи в ситуации совладания с трудными событиями, выделяют ключевые ресурсные островки на разных этапах семейной жизни.
В семьях с детьми-дошкольниками важны оптимизм, уверенность в будущем, поощрение выражения чувств, совместное выполнение домашних дел, поддержка родственников, друзей.
А в семьях с подростками используют иные факторы: взаимная поддержка семьи и супруга (супруги), внутренняя сплоченность семьи, поощрение продолжения повседневных действий, поддержка более широкой социальной группы, частью которой члены семьи себя ощущают.
И наконец, семьи на стадии «пустого гнезда» подчеркивают защитную ценность совладающих навыков, внутренней сплоченности семьи и поддержки окружения, с которым их связывает какая-либо деятельность.
Новые обстоятельства жизни могут требовать выработки новых стратегий, отсутствующих в репертуаре этих семей. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, навыки совладания и противостоит деструктивным переменам. Не все члены семьи одинаково умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, выздоравливать после стресса, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Если семья функционирует, как единое целое, ее члены наиболее успешны в адаптации к трудностям.