Версия сайта для слабовидящих

25.02.2020

О внутренней опоре и теории привязанности

“Благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится”


   Чем обусловлен интерес современного человека к психологии? Что толкает людей скупать книги, посещать курсы, ходить на личную терапию? Возможно, это попытка удовлетворения психологического голода, современный человек что-то ищет, чего не может найти ни среди коллег, ни среди друзей и приятелей и как бы прискорбно ни звучало, ни среди членов своей семьи.

   Постиндустриальное общество с лихвой реагирует на это запрос и спешит удовлетворить этот "голод", в результате чего мы сегодня тонем в океане информации, и получаем такое явление как "родительский невроз". Родители очень остро и эмоционально реагируют на темы, связанные с воспитанием детей. С одной стороны, современный ребенок получает больше внимания, родители стараются взять под контроль свое раздражение, а с другой — постоянно чувствуют вину за каждый срыв, неодобрение и прошлые ошибки.

   Что делать с этой информацией? Как избавиться от чувства вины по любому поводу?

   Важно научится проще относиться к информации  по воспитанию: ориентироваться на банальное "нравится" или "не нравится" то, что вы сейчас читаете. Если при прочтении статьи или книги вас не накрывает чувством вины, а наоборот хочется обнять и поцеловать ребенка, то информация вам подходит и пойдет на пользу.

   Современным классиком литературы по воспитанию детей можно назвать психолога Людмилу Петрановскую. В 2014 году вышла ее просветительская книга для родителей  "Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка". В книге автор рассказывает о "теории привязанности", о том, как вырастить ребенка, как помочь ему стать самостоятельной автономной личностью, чтобы  умел заботиться о себе, а в будущем и о своем потомстве. 

   Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения, как минимум, с одним значимым взрослым. В результате чего формируется базовое доверие к миру.

   Ребенку необходимо постоянно чувствовать связь со своим взрослым. И он эту связь постоянно проверяет. Если ребенок чувствует, что взрослому не до него, что от него хотят поскорее уйти, то ребенок будет капризничать, плакать. Ребенку надо быть уверенным в своем взрослом. Это закладывает базовое доверие миру, что определяет будущие отношения человека с жизнью. Есть мнение, что сложности с базовым доверием к миру приводят к некоторым видам депрессий и зависимостей в старшем возрасте.

   На базовом доверии к миру формируется внутренняя опора личности. Опора внутренняя, как зеркальное отражение  опоры внешней: "Позитивное отзеркаливание закладывает основы самооценки. Становится стержнем внутри личности, образующим самую ее сердцевину. Если в основе прочный, как из титана, стрежень убеждения "Я существую и это — хорошо", человек гораздо меньше зависит от внешней оценки."(Л. Петрановская "Тайная опора")

   Опора  —  то, что дает ощущение устойчивости, надежности, а значит — безопасности. Основа, символическая "земная твердь". Умение найти опору в себе, рассчитывать на себя и собственные ресурсы. Именно она позволяет не теряться в самых сложных ситуациях, во время этапов перемен. 

   Благополучие всей жизни, уверенность в себе и своих силах, отношение к неопределенному будущему, поведение человека в стрессовых ситуациях, психологическая устойчивость невзгодам в любом возрасте зависят от отношений ребенка со своим взрослым, начиная с самого рождения. Это длинный путь. Временами очень тяжелый. 



Возврат к списку