Версия сайта для слабовидящих

05.03.2021

Приучаем ребенка к самостоятельности


   Обычно взрослые не могут дождаться, когда их ребенок начнет проявлять самостоятельность, но зачастую пропускают те моменты, которые явно указывают на готовность ребенка выполнить то или иное действие самому. В это время родителям нужно поддержать это стремление у ребенка и удержаться от вмешательства (опередить и сделать за него, запретить).

   Не думайте: пора или не пора? Сможет или не сможет? Ориентируйтесь, прежде всего, на проявление интереса вашего ребенка, а не на возрастные предписания. Дайте ребенку попробовать и будьте рядом для обеспечения безопасности.

   Не отказывайте в помощи, если ребенок просит. Ведь это совершенно разный подход к воспитанию, когда ребенок не просит помощи, потому что может справиться сам, и когда он не просит помощи, потому что все равно никто не откликнется.

   Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребенок получал на волне "Ух, как интересно попробовать!" Однако одной только уверенности родителя: "У тебя получится!" – бывает недостаточно.

   Идеальные условия для развития самостоятельности: безопасное пространство + личная мотивация ребенка (интерес, потребность) + уверенность взрослого.

   Как ребенка научить делать что-то новое? Формула проста: заметив интерес ребенка, сначала вы делаете что-то вместе с ним, потом ребенок делает это сам, а вы, доверяя ему, подбадриваете и помогаете при необходимости. И наконец, он все делает один, а вы им гордитесь. 

   Будьте готовы к тому, что довольно продолжительный период времени ребенок не сможет делать все быстро и качественно, как бы вам того ни хотелось, или будет выполнять порученное ему дело иначе, чем родитель. Это нормально. Постарайтесь обойтись без критики. Ведь главное, чтобы ребенок привык справляться с задачей самостоятельно. Со временем этот навык будет совершенствоваться. 

   Помогите ребенку научиться выбирать. Предоставлять ребенку выбор, сначала в мелочах, потом в чем-то более серьезном, – это проявление доверия и уважительного отношения взрослого. Научившись выбирать, ребенок в дальнейшем научится принимать решения.

   Старайтесь не давать ребенку готовых решений. Чаще задавайте вопросы, обращайтесь за советом. Спросите: что можно сделать в этой ситуации? Как бы ты поступил, если бы меня не было рядом? Какие другие варианты решения возможны?

   Научите ребенка договариваться и держать свое слово. Родительский пример и объяснения, почему надо держать слово, научат ребенка быть ответственным.

О чём нужно помнить, приучая ребенка к самостоятельности?

1.Запаситесь терпением и не делайте за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он плохо себя чувствует).

2.Хвалите ребенка за проявление самостоятельности, старайтесь замечать даже незначительные успехи. Ребенку важно знать, что родители им гордятся. Ощущение успеха – движущий фактор развития.

3.Перфекционизм родителя может стать препятствием в развитии самостоятельности ребенка. Будьте готовы к несовершенствам и ошибкам ребенка (и своим собственным тоже). 

4.Заботясь о своем комфорте, об экономии времени и сохранении в доме порядка, вы рискуете погасить познавательную активность ребенка и возможность его самостоятельного обучения.

5.Нереализованная потребность ребенка в постижении нового может проявиться в капризах, упрямстве, истериках. 

6.Следует помнить, что чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует.

7.Освобождая ребенка от нагрузок, мы лишаем его возможности приобретать опыт, становиться ответственным и самостоятельным. 

 

   Важно осознавать, что по мере взросления необходимо все больше передавать ребенку ответственность за то, что с ним происходит. Ведь, в конечном счете, задача родительства состоит в воспитании самодостаточного человека, способного позаботиться о себе, самостоятельно мыслить и принимать решения, ставить перед собой цели и достигать их. 

   Информация подготовлена педагогом-психологом Центра Волковой М.М.











Возврат к списку