Версия сайта для слабовидящих

30.10.2019

Проблема полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

   

   Полоролевая идентификация представляет собой процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение. Нарушения в полоролевой идентификации приводит к трудностям в процессе социализации, в установлении взаимоотношений с противоположным полом, а также к искаженному восприятию себя как будущего супруга и родителя.

   У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отсутствует адекватная модель женского и мужского полоролевого поведения, что зачастую нарушает процесс половой идентификации и сказывается на развитии «Я-концепции». М. Г. Некрасов исследовал особенности полоролевой идентификации и показал специфику искажений, возникающих у подростков – воспитанников детских домов и интернатов. Выявлено, что неадекватность половой идентификации у мальчиков проявляется сильнее и выражается в сочетании подчеркнутой агрессивности, грубости поведения с обостренной потребностью во внимании и чуткости. Это обусловлено тем, что у девочек спектр для выбора объекта идентификации в условиях интерната оказывается шире, а для мальчиков же в роли подобных объектов выступают старшие подростки. 

   Г. В. Семья тоже указывает на отсутствие знаний о различиях полов, смутное представление подростков-сирот о своей будущей половой роли в семье, затрудненное формирование полоролевых нормативных ориентаций. Г. В. Семья также обращает внимание на малое количество или полное отсутствие мужского персонала в сиротских учреждениях, что является фактором нарушения полоролевой идентификации воспитанников. 

   А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых рассмотрели процесс формирования у воспитанников детских домов гендерной идентичности и причин нарушений данного процесса. Авторы отмечают, что у детей-сирот в дошкольном возрасте отмечается неразвитость ролевой игры, что не дает им возможности осваивать гендерные роли и модели поведения, соответствующие им. Кроме того, в качестве факторов, осложняющих формирование гендерной идентичности, А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых выделяют предлагаемые воспитателями-женщинами досуговые занятия, которые, как правило, носят исключительно «женский» характер (вышивание, вязание). Авторы подчеркивают необходимость введения в детских домах занятий, развивающих у мальчиков и девочек эстетический вкус, что позволит им адекватными средствами подчеркивать свою внешнюю привлекательность.

   Также авторы указывают на особенную важность для подростков-сирот сексуального аспекта образа Я, признание ими сексуальной привлекательности как наиважнейшей составляющей собственной ценности, что, по мнению исследователей, может приводить к искажению формирования гендерной идентичности. В исследованиях представлений подростков-сирот о мужчинах и женщинах Т. И. Юферевой выявлена общая закономерность: более развернутыми, эмоционально насыщенными, содержательными являются отрицательные эталоны мужчин и женщин, в то время как положительные эталоны бедны и схематичны. К положительным эталонам относятся лишь требования к внешности и некоторые моральные нормы. Отрицательные эталоны включают в себя указания на нездоровый образ жизни, плохое выполнение родительских обязанностей и, скорее всего, строятся на основе отцовской и материнской модели. 

    

      В статье представлен анализ исследований, посвященных проблеме полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показаны возможные причины нарушения процесса полоролевой идентификации воспитанников учреждений интернатного типа.


   

    По вопросам полоролевой идентификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можете обращаться в отдел по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей, 8 (4212) 70-46-11.

   https://cyberleninka.ru/article/n/problema-polorolevoy-identifikatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihs...










Возврат к списку