Версия сайта для слабовидящих

«Мал еще, так с матерью разговаривать, большой лоб, мог бы и сам понять…»

11.02.2019

   В субботу состоялась вторая встреча участников курса для родителей подростков "Наука семейного счастья". Родители "посчитали" всех тараканов подросткового периода.

 

   Равнодушный, зацикленный на внешности, импульсивный, скрытный… Участники попытались составить портрет подростка. Оказалось, что взрослые и сами такими были. Каждое поколение проходило через подростковый период. Единственное, что отличает нынешних подростков от тех, что росли 20-30 лет назад – это время. Родители поголовно жалуются: "Они зависимы от гаджетов!". Но где вероятность, что не были бы зависимы и мы, будь в наше время компьютеры и Интернет?

   Психолог Центра семейного устройства Ольга Славкина рассказывает, что подростковый возраст – это период второго рождения, осознание ребенком своего "Я". Это как кризис трех лет. Можно согласиться, цитируя Людмилу Петрановскую: "Подростковый кризис – лишь первый в череде множества будущих кризисов, когда придется задавать себе все те же вопросы: «Кто я? Какой я? Зачем я живу?». Тот, кто от этой работы отлынивает, рискует остаться вечным полуребенком."

   Переходный возраст трудный не столько для родителей, сколько для самих детей. Подростки находятся в подвешенном состоянии – они лишены большинства привилегий детского возраста, но в тоже время от них ждут взрослой серьезности даже на законодательном уровне. Бонусом ко всему идет, порой, непропорциональное физическое развитие, нежелательные изменения во внешности, гормональный всплеск и куча комплексов в голове.

   Несмотря на то, что от выходок своего ребенка хочется рвать на голове волосы и кричать, психологи советуют делать все наоборот.

   Родители выполнили упражнение "Красный карандаш". Участники поделились на пары: родитель – "ребенок". Задача стояла отреагировать на предложенную ситуацию двумя способами – сначала поругать подростка, а позже попытаться встать не против ребенка, а рядом с ним – против проблемы, попытаться найти взаимопонимание. По словам участников, им было непривычно находиться в роли ребенка, и, порой, хотелось спорить или, наоборот, закрыться и не рассказывать больше родителю ничего.

- Я прихожу с работы, говорю "Привет, сынок…", а он мне из комнаты отвечает "Привет! Уроки сделал?", - рассказывает Мария, отмечая, что раньше ее интересовала лишь учеба ребенка.

   Забота – это не только контроль, это интерес к внутреннему миру ребенка, уважение к его границам и свободе. Говоря о свободе… Мы часто думаем: вот ребенок вырастет, а что будет с нами? Взрослые – эгоисты. Да, мы вкладываем в детей, кажется, всю жизнь и силы, а они уходят во взрослую жизнь, оставляя нас одних. И мы не понимаем о чем говорить с мужем, если не о детях, чем заняться вечером, если не времяпровождением с детьми, для кого теперь зарабатывать деньги, если не для детей? Мы так боимся этого опустевшего гнезда, что держим детей, как растения, не давая им начать свою жизнь. Рождение, поход в детский сад, школу, институт, армию… Родительство – это череда отпусканий.

 

 

КГКУ ЦСУ


Класснуть
Поделиться